Борьба умов
Главная Заговоры Магия луны Статьи Карта сайта Контакты


По темам
Как толковать сны
Как вызывать сон
Когда и какие сны снятся
Все о сновидениях
Как улучшить свой сон
Что означают наши сны
Женский гороскоп






Сонник по алфавиту
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Борьба умов



Теория Фрейда далеко не сразу получила признание в официальной психологии, но, тем не менее, вокруг него почти сразу же образовался круг его последователей и учеников не только в Европе, но и в США - стране считавшейся до этого лидером в области психоанализа. Со временем очень многие последователи Фрейда стали его оппонентами, сформировав коалицию, получившую название «отступников».

К их числу принадлежали бывшие соратники Фрейда: А. Адлер, К. Юнг и О. Ранк. Они разработали новые, свои концепции психоанализа, не совпадавшие с позицией 3. Фрейда. Особую роль в этом сыграл Карл Юнг, занявший не меньшее место, чем Фрейд, по своей значимости в психоаналитике, но, в любом случае, Фрейд был и есть первопроходцем этого нового направления.

Продолжая работу по анализу снов, во втором издании «Толкования сновидений» Фрейд уже писал, что «существует множество людей, которые могут достаточно ясно осознавать, что спят и видят сон, и, таким образом, обладают возможностью сознательного направления своих сновидений. Если, например, подобный сновидец оказывается неудовлетворенным течением сновидения, он может, не просыпаясь, прекратить его и начать все снова - так популярный драматург под давлением может придумать для своей пьесы счастливый конец». В этом соглашается со своим учителем даже Карл Юнг, один из самых непослушных учеников Фрейда. Он видел цель психоанализа как средства «завершения индивидуализации», в объединении двух полюсов личности - сознательного и бессознательного.

Карл Густав Юнг, ученик Фрейда и разработчик аналитической психологии, разработал другую теорию, в основе которой лежал совершенно иной поход к сновидениям. В аналитической психологии толкование сновидений считается одним из эффективных способов добраться до проблем и комплексов психики. Юнг полагал, что у каждого человека существует персональная «карта местности» его внутреннего мира. В этом мире присутствуют три государства: личностные понятия - все то, что сам сновидец думает по поводу сновидений; культурные - та система представлений, которая бытует в обществе сновидца; архетипические - представления, которые человек несет в себе, как представитель человеческого рода.

На третьем уровне особо важное место занимают сказочные и мифологические существа, персонажи и ситуации. Явление во сне архетипических фигур говорит о том, что сновидение обладает огромной важностью и значимостью. Каждый сон рассматривается индивидуально, с анализом по уровням. На основании этого анализа выстраивается понимание ситуации, в которой сновидец увидел именно такой сон, выясняется, на что сон направлен - на будущее, настоящее или прошлое.

В отличие от «причинной» точки зрения Фрейда на сновидения у Юнга доминирует телеологический подход к картинам сновидений, в которых он видел спонтанное «самоизображение» действительной ситуации в символической форме, скрытой в бессознательном. Юнг пришел к выводу, что сновидения компенсируют и дополняют бодрствующий взгляд Эго на реальную ситуацию. Толкование сновидений в соответствии с позицией Юнга позволяет направить осознанно внимание туда, куда уже бессознательно был направлен процесс индивидуализации.

По мнению Юнга, сны выступают как компенсаторы сторон личности, которые человек не принимает в бодрствующем состоянии. Это также относится к возможным, прогнозируемым событиям - как к нежелательным, так и тем, о которых только мечтают. Но и те, и другие в реальности не могут быть осуществлены; в снах они иногда возникают в ясных образах, но чаще всего в виде символических.

Для более четкой интерпретации символики сновидений Юнг предложил анализировать не каждый сон в отдельности, а в последовательности, как в многосерийном кино. В этом случае события сновидений можно рассматривать с самых разных сторон. Юнг разработал новый метод психоанализа - амплификацию, заключающуюся в подборе к символу нескольких ассоциаций и последующей их гиперболизации, что позволяет аналитику рассматривать и интерпретировать символ с разных точек зрения. Фрейд же строил свой анализ на ассоциациях, связанных одной цепью. В этих ассоциациях должны были учитываться многие аспекты: мифологические, литературные и религиозные.

Используя метод гиперболизации, аналитик связывал личностный контекст сновидений с универсальными, архетипическими образами. Юнг рассматривал символику сновидений и в ретроспективном, и в перспективном плане. Архетипические образы, введенные в толкование сновидений, такие как Маска (Персона), Тень, Анима и Анимус, Самость, давали совершенно новую трактовку. При этом у сновидца появлялась возможность как «увидеть» свое сновидение во всей его универсальности, так и понять уникальность своего собственного опыта, т.е. осознать свою личность в синтезе индивидуального и коллективного начал.

Персона или Маска - это та роль, которую играет человек в обществе, связанная с его повседневной деятельностью и теми обязанностями, которые он вынужден принимать на себя в той или иной ситуации. Так Маска указывает на адекватность поведения сновидца или же ее отсутствие.

Тень - это совершенно противоположная сторона личности. Она, как подчеркивает Юнг, иррациональна, аморальна, в ней представлены отвергаемые сексуальные и агрессивные импульсы, поэтому и подавляется. В то же время тень представляет собой важный источник энергии, который особенно необходим в занятиях, связанных с творчеством. Роль нашего Эго заключается в том, чтобы эта энергия была направлена в нужное русло. Тень в сновидениях указывает на качества, которые надо приобрести личности или же избавиться от них. Тень, как и Персона, присутствуют и в бессознательном и в нашем Эго.

Анима - женское начало, а Анимус - мужское. Это архетип, указывающий на бисексуальность природы человека, отражающей присутствие противоположного начала в личности. Наличие этого архетипа определяет подбор партнера, в котором будут отражены требуемые черты образа или мужчины или женщины. Юнг частым расхождением представлений об идеале с реальностью объясняет те страдания, которые испытывает в жизни человек, если его Эго не удается их скорретировать. Эти архетипы указывают на необходимость и способы расширения личностной сферы. Тень в сновидениях человека имеет тот же пол, а Анима - противоположный.

Самость считается самым главным архетипом, представляющим центр личности - Эго. Для архетипа Самости характерно постоянное стремление к целостности и единству. Юнг придавал этому архетипу самое большое значение, рассматривая его как что-то «незнакомое», но очень близкое для каждого человека, считая его «полностью «нашим» и, тем не менее, непостижимым: «Это нечто претендует на все сказанное и большее, и не имея в нашем распоряжении ничего, что можно противостоять этим претензиям, мы, несомненно, поступим более мудро, если прислушаемся к его голосу. Я назвал этот центр Самостью... В равной степени правильным будет назвать его «Богом внутри нас».

Самость часто представляется в виде символической мандалы - фигуры в виде круга, имеющего различную сегментарность и мозаичность, и в снах она указывает на характер индивидуализации. Юнг считал, что если подходить к сновидениям творчески, то, вполне возможно, это приведет к явным изменениям и в реальном поведении сновидца, и в его сознании.

Все творчество Карла Юнга огромно и разносторонне, и с позиций современного психоанализа сновидений ему принадлежит не менее почетное место, чем занимает «отец» психоанализа Зигмунд Фрейд. Таким образом, психоанализ сновидений можно использовать для диагностики особенностей личности, отраженных в картинах сновидений как открытым текстом, так и в виде символических образов, которые можно расшифровать, используя психоанализ Фрейда и архетипы Юнга.

Хотя современный психоанализ сновидений принял теорию архетипов К. Юнга, однако у многих современных исследователей на этот счет существует свое мнение. Так, например, считается, что каждая сцена и каждый образ, возникшие в сновидении являются отражением состояния и проблем человека, т.е. язык сновидений - личный, а не универсальный, поэтому правильный смысл сна можно определить только в связи с ассоциациями и воспоминаниями каждого конкретного человека.

Английский психоаналитик Р. Джонсон предложил использовать ассоциации, но не «связывать» из них замкнутую цепочку, где условно нет начала и конца, а строить параллельный исследуемому образу ряд ассоциаций по типу «колеса со спицами», в котором образ из сновидения представляет собой «ступицу колеса», а ассоциации - «спицы в нем». Например, он предложил следующую схему. Если в центре расположить голубой цвет, то это можно связывать со многими ассоциациями: «голубую кровь», в которой заложено стремление к верности и мести с состоянием грусти и тоски; холод и отстраненность с ясностью и сознанием, как любимый цвет одежды с определенным ее предметом и т.д. При этом адекватная ассоциация вызывает как бы «щелчок» в сознании человека.

Другой аналитик Перлз предложил метод проецирования всех образов сновидений «на себя», так как они скорее являются попыткой найти способы разрешения парадоксов желаний. По его представлениям все действующие во сне образы и персоны являются результатом проекций человека, который видит сон.

Поэтому при работе со сновидениями пациентов Лерлз хотел, чтобы те последовательно отождествляли себя со всеми объектами и субъектами сна и при обнаружении парадоксов понимали их и соответственно разрешали.



См. далее:
Катарсис




Гадания
На игральных картах
На Рунах Одина
По руке
По Книге перемен
На будущее
По лицу
На картах Таро
Любовные




Главная Заговоры Магия луны Статьи Карта сайта Контакты
(с) Sonnik-one.ru