Традиция толкования сновидений
Главная Заговоры Магия луны Статьи Карта сайта Контакты


По темам
Как толковать сны
Как вызывать сон
Когда и какие сны снятся
Все о сновидениях
Как улучшить свой сон
Что означают наши сны
Женский гороскоп






Сонник по алфавиту
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Традиция толкования сновидений



Как только человек стал осознавать себя личностью, он тут же заинтересовался, почему ему снятся сны, почему именно такие, и что бы это значило. В каменном веке толкованием снов, скорее всего, занимался самый умный и прямостоящий питекантроп. Затем эта важная профессия перешла к колдунам, шаманам и жрецам племени, и как только человек научился хорошо писать, он, несомненно, стал записывать свои впечатления от сна. К сожалению, труды древних специалистов по сновидениям дошли до нас в очень плачевном состоянии, чтобы можно было судить, насколько они правдивы.

Все древние народы были уверены в том, что сновидения являются языком богов, на котором они вещают простым, смертным свою волю, постичь которую дано не каждому, а только избранному богами.

Так вместе с человечеством стала развиваться традиция толкования снов - одна из самых первых наук, которая дожила до наших дней и не потеряла своей актуальности. Это древнее искусство толкования снов, в отличие от классического психоанализа, полагало, что в фантасмагориях сновидений боги возвещали смертным их будущее. Во многих культурах сновидение считалось самым достоверным способом узнать свою судьбу. Перед каждым принятием важного политического решения, военным походом и просто началом самых житейских дел жрецы и прорицатели в храмах египетских фараонов, акрополях Греции, святилищах Рима и Востока старались понять смысл снов и истолковать их содержание как посул благоденствия и успеха или же грядущего несчастья.

История человечества знает немало трудов, посвященных толкованию сновидений. Еще в V веке до н. э. греческий поэт и философ Паниасис создал целое руководство, в котором он попытался объяснить природу снов и дать им объяснение. Афинянин Антифон - современник и сподвижник Александра Македонского - написал книгу о сновидениях с рекомендациями, где и что нужно делать, чтобы правильно их истолковывать.

Первые письменные упоминания о толковании сновидений связаны с Вавилонским царством, существовавшим еще 40 веков назад на берегах рек Тигр и Евфрат. Жрецы, которых называли халдеями, делились на пять классов. Особую касту составляли жрецы «тайноведцы», в чьи обязанности входило толкование сновидений по священным книгам. Жрецы не использовали никаких «волшебных снадобий», опираясь лишь на свою мудрость и правдивость манускриптов. Кроме этого, они вели запись разгаданных снов и добавляли новые их трактовки.

Толкованием символики сновидений в Древнем Египте также занимались жрецы. В египетской традиции впервые было сформировано убеждение об аллегорической и иносказательной форме снов, рассказывающих о будущих событиях. В своих трактовках они опирались на сбывшиеся сновидения. Язык сновидений был очень сложным и его толкованием могли заниматься только жрецы, прошедшие все ступени посвящения. Например, радостные события могли быть представлены как отдых среди роскошных цветов, растущих в прохладном и тенистом саду.

Особая традиция толкования сновидений существовала в странах Востока. Древнекитайские толкователи сновидений считали истинным смыслом снов события, противоположные тому, что происходило в снах. Так, скорая смерть означала долголетие и хорошее здоровье, бедность и нищета - богатство и успех, одиночество - счастливую любовь и семейную жизнь. Для разгадки сновидений требовался особый специалист, так как простому человеку трудно было догадаться, что его сон следует понимать с точностью до наоборот.

В Римской империи, куда входила Александрия и Греция, к искусству предсказания прибегали не только представители плебса, но и знати, среди которых было немало высокопоставленных чиновников и очень образованных людей - философов, ученых и врачевателей. В эпоху античности источником для толкования сновидений была вся жизнь и никогда не было ни малейшего сомнения в реальности символов и в возможности их истолковывать. Сновидения были неотъемлемой частью повседневной жизни, и к ним относились с таким же уважением и даже страхом, как и к любым другим посланиям с небес. В Древнем Риме наиболее значительные сновидения обсуждались даже в сенате. Если какой-нибудь толкователь снов давал неполное или ложное толкование, то его труд не оплачивался, а если такое случалось при интерпретации сновидения знатных и стоящих у власти людей, то такой толкователь очень сурово наказывался.

Первую серьезную попытку систематизировать египетские, греческие восточные толкования сновидений сделал во II веке до н.э. философ Артемидор в своей книге «Оней-рокритика». «Онейрос» в переводе с греческого языка означает сновидение. Этот трактат на протяжении нескольких веков являлся основным источником создания самых разных сонников.

Артемидор не пытался определить какой-либо источник сновидений, а анализировал исполнение собранных им снов и на основе этого выводил значения символов. В своих толкованиях он следовал принципу символизма, согласно которому каждая вещь и событие во сне имеет своего двойника в реальном мире. Такой «двойник» часто- скрыт за маской образа, но, имея определенные знания и опыт, всегда можно разгадать символику и понять, о чем говорит сон. Даже в то далекое время древний исследователь сновидений указывал на различия между сновидениями, имеющими психологическую или физиологическую причину, и вещими сновидениями.

Кроме того, он выделял сновидения, соответствующие действительности, и сновидения аллегорические, а также сновидения, типичные для определенного темперамента. Артемидор писал, что, прежде чем толковать сны человека, для начала следует изучить его характер. Только так можно избежать грубых ошибок в толковании снов. Древним исследователем была создана целая классификация самых разных сновидений.

Для начала он разделил все сны на две категории: обычные и вещие. Обычные сны рассказывали о событиях настоящего момента, которые являются следствием дневных переживаний, отраженных во сне: «Влюбленный видит себя во сне с предметом своей любви; испуганный видит то, чего он боится; голодному снится, будто он ест; жаждущему -будто он пьет...» По мнению Артемидора, такие сны ничего нового сказать не могли, и их действие заканчивается сразу после пробуждения.

В наше время вещими снами называют те, которые исполняются буквально. Но здесь философ имел в виду совсем другие сны: в своих толкованиях он, в первую очередь, исходил из того, что сны не столько предвещают будущие события, сколько говорят о его настоящем, о том, что окружает его каждый день, и о том, что нужно сделать, чтобы исправить или улучшить создавшееся положение.

Далее вещие сны были подразделены на прямосозерцательные и аллегорические.

Прямосозерцательные сны - те, в которых вещий смысл может быть понятен буквально.

Аллегорические - символичные сны, где «движения или измышления души указывают на предстоящее добро и зло».

Это сны, в которых человеку в завуалированной форме открывались важные для него события, уже происходящие вокруг, но еще не понятые им. Вещие сны толкователь приравнивал к снам-предупреждениям. Так, увиденная во сне потеря или пропажа денег может в первую очередь указывать на то, что нужно проверить свои финансовые дела, пока они еще не успели окончательно прийти в плачевное состояние.

В свою очередь, аллегорические сны подразделялись на пять подвидов:

1. Своевещие сны, где человек видит во сне самого себя, которые исполняются для него самого. Своевещие сны могут сбываться и для близких людей сновидца, членов семьи и родственников.

2. Чужевещие сны, где человек видит во сне кого-то другого. Такой сон предсказывает события другого человека.

3. Общие сны, где сновидец видит себя вместе с другими людьми. Такие сны могут сбываться и для самого сновидца, и для тех людей, которых он видел рядом с собою во сне.

4. Общественные, если символы во сне несут общественный характер, касающиеся целой группы людей, например, жителей одного города.

5. Философские сны - содержание снов выходит за рамки обычного бытия и мало постижимо разумом человека.

Артемидор считал, что не только личностные характеристики важны при толковании снов, значения символов также во многом определены культурной принадлежностью человека и его вероисповеданием. Многие значения символов он толковал на основе примет, поверий, обычаев и нравов, бытующих в то время.

Например, полет во сне: «Летать во сне, держась прямо и невысоко над землей - к добру для сновидцев, и чем дальше он от земли, тем больше он возвышается над пешими, потому что об удачнике всегда говорят: «высоко вознесся»...»

В этом толковании видно, что философ не столько рассматривал сам факт полета, сколько положение человека в данный момент, ведь полет - это значит оторваться от земли. Здесь он понимает «полет» как преодоление приземленного существования, возвышение самой личности и достижение определенного успеха в делах.

Кроме того, согласно его теории, приятный сюжет не всегда означал такое же приятное исполнение. Главным показателем являлись значения символов, а не сила эмоций, которые не всегда являются достоверным показателем для определения качества сна: «дурной» это сон или «хороший». Отрицательные эмоции во сне даже могут предсказывать благоприятные события. При толковании снов Артемидор последовательно толковал каждый символ, выстраивая таким образом цельную картину, в которой учитывались все мелочи и все детали, поэтому сны, которые не запоминались целиком, он не считал возможным истолковать правильно.

Толкователь считал вещий сон благоприятным, если происходящее в нем действие «положительно». Для оценки такого сна и понимания его особенностей Артемидор предлагал шесть критериев: благоприятными следует считать видения, согласные с природой, законом, обычаем, ремеслом, именем и временем. Но в то же время он считает, что этот принцип не является универсальным и существуют исключения.

Так, событийные сны, «хорошие внутри», могут оказаться «снаружи дурными»: событие сна хотя и благоприятно, но предвещает печальное событие. Например, видеть во сне себя пирующим за одним столом с божеством, само по себе к добру, однако, если же это божество - Кронос, закованный сыновьями в цепи, или Прометей, такой сон предсказывает сновидцу темницу. Или же еще один пример Артемидора: рабу снится, что он несет военную службу. В этом случае сон предвещает свободу, так как раб не может быть воином. Поэтому в толковании позитивных и негативных символов возможно несколько вариантов.

Автор «Онейрокритики» вывел два основных правила: вещий сон «прорицает бытие» и прорицает его по аналогии. Сновидение говорит о событиях, удаче или неудаче, благополучии или несчастье, которые в реальности характеризуют способ бытия субъекта в соответствии с самим бытием - хорошим или плохим, благоприятным или же нет.

Исследователи методов толкований сновидений отмечают, что многие символические толкования образов сновидений античного философа соответствуют многим интерпретациям снов в соответствии с теорией психоанализа 3. Фрейда. Сексуальным снам Артемидор посвятил три главы трактата. Его анализ построен на различении трех типов половых актов:

1. «Соединение» в соответствии с законом, «естеством» и обычаям.

2. «Соединение, противное закону».

3. «Соединение, противное естеству».

Образы женщин в сновидении являются символами «того, что приключится со сновидцем»: каковы обстоятельства «привидевшейся женщины», в каком она виде и как себя ведет, такие ждут обстоятельства и самого сновидца. Согласно Артемидору вещий смысл сна и моральную оценку приснившегося сексуального сна определяет состояние партнеров, но не форма самого акта. Обстоятельствами считаются социальный, семейный статус партнеров, их положение в обществе и профессия. Это также место встречи во сне и отношения, которые его с этим сновидцем связывают (супруга, любовница, раб и т. д.).

Если снятся любовные сцены с супругой - это благоприятный знак, так как это признано и законно, и «жена есть для сновидца его ремесло и занятие, доставляющее ему удовольствие, или же то, над чем он начальствует и властвует». Поэтому сон означает выгоду. В этом отношении Артемидор не делает никаких различий между супругой и любовницей. Иное дело гетеры. По идее, гетеры (женщины, продающие себя за деньги) должны тоже сниться к добру: во-первых, женщина является источником наслаждения и в целом благоприятным знаком. Но в этом случае «соединение с гетерами» в особых домах означает «малый стыд и малый расход», что полностью меняет значение женщины и ценность события, происходящего во сне.

Очень многие значения символов, принятые в прежние времена, со временем как бы устаревают, современная жизнь вводит новые понятия и новые трактовки. Многие образы сновидений прошлого в наше время обрели иное воплощение: лошадь, карета, дилижанс «превратились» в личный транспорт (автомобиль, мотоцикл) или такси (чужая машина, в которой вас куда-то везут). Телега с грузом в снах может предстать как грузовой автомобиль; а караван верблюдов - как поезд. В современных снах судьбоносный телефонный звонок соответствует древнему колокольному звону, набату и т. п.

Если вы пользуетесь старинными сонниками для толкования снов, нужно творчески подходить к трактовке данных в них символов и образов и интерпретировать их с позиций современного бытия. По своим сюжетам наши сны практически не отличаются от тех, которые снились нашим предкам, но даже элементарные предметы быта, одежда, украшения стали совершенно другими в сравнении с теми, которые были еще полвека назад. Наше сознание заимствует образы жизни буквально, а подсознание уже пользуется этими образами для создания наших снов.



См. далее:
Сны и христианство




Гадания
На игральных картах
На Рунах Одина
По руке
По Книге перемен
На будущее
По лицу
На картах Таро
Любовные




Главная Заговоры Магия луны Статьи Карта сайта Контакты
(с) Sonnik-one.ru