Осознанное сновидение
Главная Заговоры Магия луны Статьи Карта сайта Контакты


По темам
Как толковать сны
Как вызывать сон
Когда и какие сны снятся
Все о сновидениях
Как улучшить свой сон
Что означают наши сны
Женский гороскоп






Сонник по алфавиту
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Осознанное сновидение



Начиная с середины XX века, в Европе стала очень популярной практика осознанных сновидений, которая пришла к нам, как и многие древние знания, с Востока. Хотя практики осознанных сновидений известны с давних времен, европейский человек начинает только этому учиться. Еще в VIII веке н. э. в тибетских монастырях широко практиковалась разновидность йоги, которая позволяла сохранять бодрствующее сознание в состоянии сна.

Согласно этому учению, человек, умеющий управлять своими снами, управляет своим духом и, соответственно, может изменить свою реальную жизнь. В древнем руководстве для будущих йогов говорится, что упражнения по контролю над сновидениями развивают способность переживать во сне любое воображаемое событие.

Для тибетских буддистов осознанные сновидения были инструментом познания, благодаря которому они могли постигать субъективную природу как состояния сна, так и бодрствования. Считалось, что такое постижение имеет глубочайший смысл. Йоги на реальных переживаниях учились тому, что характер любого сна можно изменить или преобразовать усилием собственной воли. Они были убеждены, что сновидения являются творением исключительно ума сновидца.

Современный тибетский учитель Тартанг Тулку писал, что: «Сновидения - это сокровищница знаний и опыта, но их роль как метафизического способа познания действительности просто недооценивают». Такая концепция полностью согласуется с открытиями современной медицины и психологии, но восточные мастера во многом далеко опередили современную западную психологию.

Известный русский мыслитель и мистик первой половины X века П.Д. Успенский, последователь и ученик Г. Гурджиева, рассматривая природу сна, считал, что самые первые интересные впечатления его жизни пришли из мира снов. Сначала его интерес к осознанным сновидениям, или «состояниям полусна» (так он их называл), заключался в простом наблюдении за возникновением и трансформацией сновидений. По его мнению, «сны не выдерживают наблюдения: наблюдение изменяет их», поэтому он не советовал использовать рекомендуемые методы наблюдения снов: «Я все чаще замечал, что наблюдаю вовсе не те сны, которые видел, а новые сны, созданные самим фактом наблюдения. Нечто во мне начинало изобретать сны при первом же сигнале о том, что они привлекают мое внимание. Это делало обычные методы наблюдения совершенно бесполезными».

Пытаясь сохранить сознание во сне, неожиданно для себя он открыл новый способ наблюдения снов - это особое состояние «полусна», которое позволяет наблюдать сны, не изменяя их. Он писал, что самое главное преимущество этого состояния заключается в том, что в «состоянии полусна» он видел обычные сны, но при этом сохранял полное сознание. Мистик считал, что, сохраняя такое состояние, можно понять, как возникают эти сны, из чего они построены, какова их общая причина и последствия. Более того, он обнаружил, что в «состоянии полусна» можно определенным способом контролировать сны: вызывать их и видеть то, что хочется.

Однако П. Успенский неоднократно подчеркивал, что достичь такого состояния довольно непросто: «Мои слова... не следует понимать слишком буквально. Обычно я давал только первый толчок, после чего сны развертывались как бы сами собой, порой удивляя меня своими странными и неожиданными поворотами». Философ, размышляя о природе сна, пришел к очень интересным выводам: «Чем больше наблюдал я сны, тем шире становилось поле моих наблюдений. Сначала я полагал, что мы видим сновидения только на определенной стадии сна, близкой к пробуждению. Впоследствии я убедился, что мы видим их все время, с момента засыпания и до момента пробуждения, но помним только те сны, которые приснились нам перед пробуждением. Позднее я понял, что мы видим сновидения непрестанно - как во сне, так и в бодрствующем состоянии. Мы никогда не перестаем видеть сны, хотя и не сознаем этого».

По его мнению, сны доступны наблюдению и в бодрствующем состоянии, для этого нет необходимости спать. Сны никогда не прекращаются, но люди не замечают их в бодрствующем состоянии «...в непрерывном потоке зрительных, слуховых и иных ощущений по той же причине, по какой не видим звезд в ярком солнечном свете. Но точно так же, как можно увидеть звезды со дна глубокого колодца, мы можем увидеть продолжающийся в нас поток сновидений, если хотя бы на короткое время случайно или преднамеренно изолируем себя от потока внешних впечатлений». Если просто сосредоточиться на одной идее, то все равно человек не сможет создать такую изолированную среду, в первую очередь нужно остановить поток наших обычных мыслей и умственных образов, и таким образом, пусть ненадолго, но достичь «сознания без мыслей».

При таком состоянии сознания, образы сновидений начинают постепенно проступать сквозь обычные впечатления; и тогда человек внезапно открывает для себя, что мы «...окружены странным миром теней, настроений, разговоров, звуков, картин. И тогда вы понимаете, что этот мир всегда существует внутри вас, что он никуда не исчезает. И тогда вы приходите к совершенно ясному, хотя и несколько неожиданному выводу: бодрствование и сон - это вовсе не два состояния, которые следуют друг за другом, сменяют друг друга; сами эти названия неверны. Эти два состояния - не сон и бодрствование; их правильнее назвать сон и сон в бодрствующем состоянии. Это значит, что, когда мы пробуждаемся, сон не исчезает, но к нему присоединяется бодрствующее состояние, которое заглушает голоса снов и делает образы сновидений невидимыми».

На сегодняшний день в области изучения практики осознанных снов лидером является английский психофизиолог Стивен Лаберж. При проведении различных экспериментов он разработал методы, позволяющие по новому взглянуть на состояния осознанного сна. В 1987 году в Стэндфордском университете Стивен Лаберж основал Институт Ясных Снов - центр, занимающийся исследованиями в области осознанных снов. Уже через пару лет на прилавках магазинов появились его книги, которые тут же становились бестселлерами.

Более того, им был разработан прибор, с помощью которого можно переходить в состояние осознанного сна. Можно сказать, что благодаря работам этого ученого осознанные сновидения перестали ассоциироваться с оккультизмом и парапсихологией и, заняв свое место в традиционной научной системе, были признаны темой для исследований. Так был сделан важный шаг в направлении широких исследований и развития науки о них.

Вот как описывает Стивен Лаберж начало своих экспериментов: «В сентябре того же года я обратился в Стэнфордский университет с предложением изучать осознанные сновидения в качестве докторской диссертации по психофизиологии. Мое предложение было принято, и в конце 1977 года я начал свою работу. Попав в лабораторию, мы не стали тратить время зря. В первую же ночь мы (к несчастью) решили посмотреть, будет ли какая-нибудь польза, если будить меня в начале каждой БДГ-фазы и напоминать о необходимости сохранения осознанности во сне. Оглядываясь назад, можно с полной уверенностью сказать, что это была не самая хорошая идея, так как ее реализация привела к тому, что фаза БДГ получалась очень короткой. Не принесли пользы и напоминания об осознанности во сне, не давшие мне спать вовсе!

...Мне снилось, что, проснувшись на заре (в этой же комнате), я оказался свидетелем потрясающего рассвета, который был мне виден в окно, находившееся рядом с кроватью. Но прежде чем я успел пережить что-нибудь кроме удивления, меня разбудил голос Линна, напоминавший, что я должен осознавать себя во сне.

В следующий раз мы решили все-таки дать мне возможность выспаться. Эксперимент должен был состояться через месяц, в ближайшее доступное время, и получилось так, что он пришелся в ночь на пятницу, тринадцатое, 1978 года. В каждом осознанном сне, имевшем место в ожидании сей знаменательной даты, я уговаривал себя, что просто обязан буду повторить его в лаборатории. Наконец, долгожданная ночь наступила. Линн пригласил меня в лабораторию и сел наблюдать за приборами, пока я спал. Я надеялся, что пятница, 13-е, станет моим счастливым днем, и, похоже, так оно и вышло.

Спалось мне сладко, и через семь с половиной часов, проведенных в постели, у меня произошло первое осознанное сновидение в лабораторных условиях. Мгновение перед тем я просто спал и вдруг понял, что сплю, потому что ничего не видел, не слышал и не ощущал. Я с наслаждением вспомнил, что сплю в лаборатории. Проплыл неясный образ чего-то похожего на инструкцию по эксплуатации пылесоса. Я почувствовал толчок, как если бы в потоке моего сознания плавали обломки кораблекрушения, но когда я, сосредоточившись, постарался прочесть, что же там написано, картинка стабилизировалась, и у меня появилось ощущение, что я открыл глаза внутри сна.

Затем во сне проявились мои руки и все остальное тело, и я принялся, лежа в кровати, рассматривать буклет. Комната во сне была определенно неплохой копией той, в которой я заснул. И так как теперь во сне у меня уже было тело, я решил проделать движения глазами, принятые нами за условный сигнал. Я стал двигать пальцем перед лицом вверх-вниз и следить за ним. От сознания того, что все это я могу делать во сне, я пришел в восторг, поток мыслей захлестнул меня, и через несколько секунд сон развеялся».

Некоторые ученые по-прежнему считают, что все сообщения о так называемых «осознанных» сновидениях являются результатом бодрствующей фантазии очень впечатлительного воображения. По их мнению, такие явления вообще не могут иметь место во время сна. А если они не могут быть феноменами сна, значит, их возникновение объясняется другими причинами, выходящими за рамки научных исследований. Все это говорит о том, что уже само существование этого феномена представляет важность.

Доказательство существования осознанных сновидений бросает вызов множеству заблуждений относительно природы сна, сознания и реальности. На протяжении многих десятилетий в европейской науке бытовало мнение, что сновидения по своей природе иррациональны и бессознательны. Но Стивену Лабержу удалось доказать с помощью разработанных им методов, которые смело можно отнести к разряду научных, что человек может сохранять бодрствующий ум и в то же время видеть сновидения. Это еще один раз доказывает, что возможности человеческого сознания намного шире, чем это считается.

Практику осознанных сновидений, по мнению ученого, вполне можно использовать в качестве инструмента научных исследовании психофизиологической природы состояния сна, которые, в свою очередь, являются источником материала для изучения человеческого сознания. И в лаборатории сна Стэнфордского университета он с группой единомышленников пользуется разработанным им методом для исследования «взаимосвязей ума и тела».

Было сделано удивительное открытие. Оказывается, что человек, в состоянии осознанного сновидения, способен подавать сигналы внешним наблюдателям. Эти сигналы доказывают, что осознанные сновидения могут проходить только в фазе парадоксального сна - БДГ-фазе (фаза быстрых движений глаз). В ходе проведенных им экспериментов исследователь определил, что перейти в состояние осознанных снов можно только во время БДГ-фазы, а анализ полученных данных записей показал, что время осознания человеком факта своего сна соответствует особым движениям глаз, которые отличаются от всех других.

В основной период сна наше внутреннее зрение закрыто, человек просто спит, он не осознает, что видит очередной сон и не может воспользоваться возможностями, предоставляемыми в сновидении, поскольку в лучшем случае, если их вспомним, осознаем их только после пробуждения. Но, если во время сна научиться сохранять полное сознание, т.е. одновременно бодрствовать и спать, спать и осознавать, что мы видим сон, то потенциал возможностей человека резко возрастает.

На первый взгляд такая концепция кажется слишком противоречивой. Но это не совсем так. Такой подход к сновидениям основан на предположении, что сон и осознанность - две разные вещи. Во время сна человек отключает все свои чувства и обрывает связь с внешним миром, но во внутреннем мире он продолжает бодрствовать и соответственно действовать. И во сне, и во время бодрствования большинство поступков человека относительно бессознательны. Мы не можем относиться сознательно сразу ко всему, что нас окружает, и очень часто человек просто не старается даже вникнуть во все это и расслабляется настолько, насколько позволяет ему безопасность обстановки. Чаще всего мы обращаем внимание на то, что является для нас самым необходимым в данный момент.

Лаберж проделал ряд других экспериментов, благодаря которым была установлена взаимосвязь между совершаемыми во сне действиями и физиологическими реакциями организма. Человек редко обращает внимание на то, как он дышит во время бодрствования, и тем более не осознает свой ритм дыхания во сне. «Тело» сновидения не нуждается в кислороде, ведь оно является лишь астральной проекцией физического тела человека. Исследователь провел еще один очень интересный эксперимент, целью которого было определение возможности физической задержки дыхания сновидца в соответствии с содержанием его сна.

Получить ответ на такой вопрос было далеко не просто. Он вместе с тремя участниками эксперимента попытался совершить во сне предварительно оговоренную последовательность вдохов и выдохов - после того как все они осознают, что спят. С помощью сигналов, поданных движениями глаз, сновидцы отмечали начало и конец пятисекундного промежутка времени, в течение которого они должны были участить или задержать дыхание. Все эти движения контролировались соответствующей аппаратурой, позволяющей проводить обычные физиологические измерения для определения стадий сна. Записи полиграфа были проанализированы независимым исследователем, чтобы достоверно определить наличие случаев задержки или учащения дыхания. При анализе сновидений выяснилось, что такие вариации ритма дыхания могут быть довольно точно определены, и было доказано, что «волевое управление дыханием умственного образа приводит к соответствующим изменениям реального дыхания».

Результаты проведенных исследований также показали, что некоторые виды деятельности во сне воздействуют на мозг и тело спящего так же, как и соответствующая реальная активность. По мнению автора, это хорошо соотносится с тем фактом, что обычные сновидения, переживаемые сновидцем, полностью реальны, и нет ничего удивительного в том, что некоторые из них (особенно, осознанные) кажутся более реальными, чем физический мир. Он пришел к выводу, что все, что человек делает в сновидениях (или оставляет незавершенным), может воздействовать на его психику во много раз сильнее, чем то, что он сделает (или же нет) во время бодрствования.

Исследователь выделяет несколько степеней осознанности. Так, обычное пробуждение, вызванное кошмаром, осознанным как сон, представляет собой низшую ее степень. Проснувшись, человек, как правило, быстро успокаивается. Однако бывают и такие случаи, когда эти кошмары повторяются на протяжении нескольких дней. Как правило, при обычном сновидении человек относится к своим переживаниям аналогично его отношению к подобным вещам во внешней реальности, поэтому этот мир грез становится для него «каторгой», тюрьмой, из которой никак нельзя вырваться на свободу. При осознанном сновидении сновидец способен понять, что он вполне может выйти за пределы «своей тюрьмы», так как понимает, что она - только плод разгоряченного воображения.

С. Лаберж глубоко убежден, что осознанные сновидения могут внести значительный вклад в улучшение как ночной, так и дневной жизни. Те знания, которые человек приобретает во время осознанных сновидений, сохраняются и в период активной жизни, а «уроки», полученные во время бодрствования, можно с успехом использовать в своих осознанных снах. Однако это правило может действовать только для тех людей, которые создают устойчивые связи между сновидениями и повседневной жизнью. Обычно человек после? пробуждения с большим трудом может вспомнить свое сновидение, и во время сна он практически не способен воспользоваться опытом, приобретенным им в бодрствующем состоянии, а если это и происходит, то только в очень искаженной форме.

В состоянии осознанного сновидения завеса забывчивости как бы истончается, и тогда с помощью памяти наше осознание способно выстроить прочный «мост», соединяющий день с ночью. Лаберж считает построение таких связей очень важным фактором, и в качестве одного из аргументов приводит концепцию Фрейда, согласно которой сновидения - это «королевская дорога в бессознательное». Мир сновидений способен дать очень многое, в том числе физическое здоровье, которое неразрывно связано с психическим состоянием человека. Очень многие болезни в той или иной степени обусловлены психосоматическими расстройствами, и в качестве средства их лечения Лаберж предлагает осознанные сновидения.

Способность к намеренным действиям, т.е. осознанным, всегда дает массу преимуществ, она делает человека более гибким и дает ему возможность не стандартно, а творчески подходить к решению непредвиденных и необычных проблем. Научившись пробуждаться во сне, человек получает уникальную возможность творчески действовать в любой ситуации, что открывает перед ним неисчерпаемые возможности, начиная «от удовлетворения самых смелых фантазий до достижения вершин духа».

В таких состояниях человек способен ясно мыслить и помнить все свои переживания и намерения, которые собирался осуществить во время сна. В реальной жизни он легко побеждает все свои внутренние страхи и получает возможность исследования своих переживаний. Попадая сознательно в мир снов, который представляет собой особое измерение, человек с удивлением начинает отмечать, что его сон становится живым, раскрашенным в самые яркие краски. Во время осознанных сновидений человек вполне может обнаружить, что способен к необычным формам поведения, и это «там» можно делать без всякого страха перед неизвестным.

Характерной особенностью осознанных сновидений является возможность перенесения позитивных эмоций в состояние бодрствования. Даже не совсем осознанные, но положительные сны, могут значительно изменить наше настроение, привнеся с собой в день все его яркие краски. Если негативные сновидения приводят к тому, что мы «встаем не с той ноги», то позитивные, в отличие от плохих снов, могут привести к эмоциональному подъему и бодрости на протяжении всей дневной активности.

Еще одним очень важным аргументом целесообразности практики осознанных сновидений автор считает возможность решения творческих задач и принятие правильных решений. На протяжении всей истории человечества сновидения часто являлись источником разных творческих идей в самых областях творческой деятельности человека, и примеров этому можно найти очень много. С. Леберж в своей книге писал, что по-настоящему насыщенное осознанное сновидение сопровождается изумлением, которое «может ассоциироваться с электризующим чувством рождения заново и открытием мира новых переживаний».

Сновидение вполне способно ввести человека в заблуждение, заставляя его принимать за реальность все, что в нем происходит. Хотя чаще всего, просыпаясь, люди склонны связывать сновидения скорее с фантазией, чем с действительностью. «Но если наши сновидения являются только игрой нашего воображения, - писал ученый, - то мы должны обладать способностью осознавать их истинную природу с той же легкостью, с какой мы отделяем дневные мечты от реального восприятия или воспоминания о таком восприятии от их источника. Возможно, мы и «должны» без дополнительных усилий осознавать сновидения, но мы не способны этого сделать.

Если аргумент приводит к ложному заключению, то одна или более из его посылок должны быть ошибочными. В нашем случае ошибочной посылкой оказывается попытка слишком тесно связывать сновидения с воображением, отделив от них процесс восприятия. В действительности же серия наших экспериментов доказала, что с точки зрения мозга сновидца (и тела, в меньшей степени), выполнение какого-либо действия во сне похоже на выполнение его в действительности гораздо сильнее, чем простое воображение этого действия в состоянии бодрствования. Именно поэтому, полагаю я, сны кажутся нам такими реальными».

Для очень многих людей осознанные сновидения - явление довольно необычное. Но очень многие люди, не осознавая этого, переживают их, по крайней мере, раз в жизни, и для них такие сны являются лишь мгновенными озарениями. Поэтому осознанные сновидения являются редким исключением из общего правила бессознательного сна, но, по мнению С. Лабержа, осознанному сновидению можно легко обучиться. Это позволит видеть осознанные сны не случайно и часто. Благодаря разработанным им методикам человек может научиться «заказывать» себе подобные сновидения так часто, как он этого захочет, не прибегая к магии или же наркотическим средствам - все дело лишь в тренировке.

Тот факт, что человек в состоянии осознанного сновидения понимает, что спит, и при этом способен помнить о заранее оговоренных действиях и подавать сигналы в бодрствующий мир, открывает совершенно новые возможности в области исследований мира грез. Человек, прошедший специальную подготовку может выполнять самые разные задачи и действовать во сне и в качестве испытуемого, и в качестве исследователя. В первую очередь, спящий может подать сигнал о начале каких-то конкретных событий во сне. Исследователь может попросить сновидца выполнить во сне определенные действия, и тот может исполнить их в точности.

Практика осознанных снов и ее техники позволяют человеку «стать осознанным сновидцем» и в реальной жизни использовать это состояние для саморазвития, духовного роста, решения творческих задач, укрепления ментального и физического здоровья. Осознанные сновидения обладают огромным потенциалом и способствуют более целостному пониманию сущности личности и развитию ее сознания.

С. Лаберж считает, что, научившись переживать осознанные сновидения и управлять течением своего сна, каждый человек может достичь удивительных результатов: управляя своей жизнью во сне, человек может изменить качество бодрствующей жизни и превратить сны в реальность. Этот новый подход к сновидениям рекомендуется всем, кто стремится к самосовершенствованию и заинтересован в личностном росте, и нужно не игнорировать свои сновидения; а учиться анализировать их содержание.

Можно назвать множество причин, по которым вам, возможно, захочется развить у себя подобную способность. Самые важные из них - это желание выйти за пределы обычной жизни и стремление обогатить свой опыт переживаний, найти самого себя с тем, чтобы направить усилия на поиск и развитие своих сокрытых до этого времени талантов. Вполне возможно, что, познакомившись с методами осознанного сновидения, вы сможете раскрыть и устранить внутренние конфликты, которые мучают вас во сне, приходя к вам в виде кошмаров. А может, вам захочется стать участником интересного приключения и, пережив его во сне, вы сможете реализовать «все свои подвиги» наяву.



См. далее:
Детские сны, и что делать с кошмарами




Гадания
На игральных картах
На Рунах Одина
По руке
По Книге перемен
На будущее
По лицу
На картах Таро
Любовные




Главная Заговоры Магия луны Статьи Карта сайта Контакты
(с) Sonnik-one.ru